вторник, 18 октября 2011 г.

О счастье, музыке и Норвегии с философским подтекстом

«Внезапно я осознал, что единственный человек, которому предстоит прожить мою жизнь – это я» - Эрленд Лу, «Во власти женщины»

В последнее время я переживаю достаточно сложный период в жизни. По идее, у меня все хорошо. У меня по-прежнему отличные отношения в семье; в Питере второй месяц стоит золотая осень, хотя по расписанию уже пора бы начаться промозглым осенним дождям и мокрому снегу; я недавно был в отпуске и получил множество положительных эмоций и впечатлений; у меня в разработке 3 новых проекта, каждый из которых мне интересен и потенциально прибылен. Но вместо того, чтобы много работать, хорошо отдыхать и вообще радоваться жизни, я слушаю «Ночных грузчиков» и размышляю о природе экзистенциализма.

Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), также философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека.

Может быть, это рано подошедший кризис среднего возраста, может – недостаток витамина С в организме, но мне все чаще кажется, что я живу как-то не так. Что я не стал тем, кем должен был стать, что на одной из развилок в своей жизни я свернул не в ту сторону. 

Современный мир диктует нам определенное мировоззрение. Мы должны работать, зарабатывать, тратить, потреблять; жениться, заводить детей, участвовать в жизни общества. В ежедневной круговерти событий и социальных обязательств у нас нет времени взглянуть на себя со стороны. А когда время вдруг находится, - увиденная картина нас зачастую радует, - жизнь становится лучше, мир и социум дают нам больше возможностей, которыми мы можем воспользоваться, потому как наше благосостояние и гражданская ответственность растут. Многие из нас (а если не мы, то родители) помнят о том, как приходилось не жить, а выживать; поэтому мы так ценим потребительский бум и социальную защищенность. Нам не до мизантропии. 

«Просто все мы думаем, что люди, ну, другие люди – это круто. А на самом деле это все потому, что мы находимся в обществе и следуем правилам жизни в обществе, которым нас научили с детства. И как только мы хотя бы чуть-чуть отдаляемся друг от друга, то выясняется, что никакой любви и нет» - Эрленд Лу, из интервью «Русскому Репортеру»

Нет ничего удивительного, что именно норвежцы (не только они, конечно, но они во многом находятся в авангарде) так часто становятся социопатами. И писатель Эрленд Лу, и сумасшедший убийца Андреас Брейвик, о котором я уже писал, - звенья одной цепи. Норвегия – страна победившего социализма. Там мало населения и много нефти, за несколько десятилетий на нефтяные и газовые деньги эта страна смогла построить социальный рай, в котором у людей нет необходимости думать о выживании. У норвежцев появилась возможность просто оглядеться и подумать. И многие пришли к мысли о том, что экзистенциальное поражение уже состоялось. Нам подменили понятие счастья. Вместо чего-то иррационального и сугубо индивидуального, счастьем для нас является то, что считается для него социумом.

Поэтому в тихой и спокойной Норвегии успешный писатель и отец трех детей Эрленд Лу пишет книги о человеческом одиночестве и неприятии общества, а добропорядочный фермер Андреас Брейвик расстреливает 90 человек. Экзистенциальная сущность человека входит в конфликт с ежедневной необходимостью соответствовать выдвигаемым обществом требованиям и стандартам; – что такое хорошо и плохо, что такое счастье и неудача, каким должен быть человек.

«Плюйте в меня – я проиграл. Скоро я стану тем, кто ищет на
парковке возле боулинга место.
Не помню, когда точно меня не стало, но все, чего я хотел – это
быть с собой честным.
Дешевые рестораны, антидепрессанты, импотенция, набожность,
что меня ждет еще?
Почему люди не мрут после первого секса? Мир построен на лжи.
Расслабься, ты обречен»  - Михаил Енотов, гр. «Ночные грузчики»

Всем иногда кажется, что на одной из развилок жизни ты свернул не туда. Но лишь единицы решают вернуться к этой развилке и пойти в другую сторону. Мы перемалываем в себе депрессию, кризис среднего возраста, недостаток витаминов, - и возвращаемся к обычной жизни. Работа, выходные; достижения, разочарования. Дом, дерево, сын. Мы в целом счастливы. И, кажется, что экзистенциального поражения вовсе и не было.


2 комментария:

  1. Ну а у вас есть настоящая и альтернативная Цель, чтобы свернуть с этого порочного круга?...

    ОтветитьУдалить
  2. Думаю, что Цель есть у каждого нормального человека - разного масштаба. но какая-то да есть. Другое дело, что осознание неправильности бытия вовсе не обязательно приводит к каким-то изменениям в нем.

    ОтветитьУдалить